#Клинцы #ШкольныйМузей #школа #ЕвгенийБеляев #ВикторВагин #ЛеонидТатаринов #образование #общество
В средней школе № 2 города Клинцы есть музей. На первый взгляд кажется, что он ничем, как и большинство подобных ему, непримечателен. Но это только на первый взгляд!..
В большинстве школьных музеев хранятся старинные вещи и фотографии, свидетельствующие, как правило, об истории образовательного учреждения. А здесь же, во 2-ой школе, собрано еще и множество экспонатов, которые рассказывают о выдающихся жителях и выходцах из Клинцов. Предметы, документы и личная переписка клинчан рассказывает об эпохах, которые сменялись в нашем городе …
Мистер Калинка, почетный гражданин города Клинцы.
«С волнением посетил свою родную школу, – написал в Книге Почета школы Евгений Михайлович Беляев. – Присутствовал на выпускном вечере. Бесконечно благодарен преподавательскому составу, комсомольскому активу школы за то, что я был удостоен этой чести.
Я счастлив, что моя школа дала мне путевку в жизнь, найти свое призвание.
Желаю коллективу учителей и учащихся школы новых творческих успехов и большого счастья!
С уважением, Народный артист СССР Евгений (далее автографом) Беляев 27/VI-1975 г.”.
Вот так по-простому, без излишнего пафоса, Евгений Михайлович во время визита на малую родину высказал теплое отношение к школе, в которой когда-то учился. И это, невзирая на то, что прошло более 34 лет. Народному артисту во время визита в Клинцы было полных 48 лет.
Кстати, во время визита Евгения Беляева уговаривали спеть. Пытались даже подкупить его благодушие. В кафетерии, что в цоколе Дома рабочих, заказали огромный торт, презентовали его. Мистер Калинка подарок принял, а вот петь категорически отказался. Вместо выступления предложил дружеское чаепитие за большим столом прямо на выпускном вечере. Кстати, пел в тот вечер для выпускников и почетного гостя Вовка Самохин…
Кстати, на одном из стендов есть фотография класса, с которым учился Беляев. На ней – выпускники-семиклассники. Фотокарточка датирована последней довоенной весной – весной 1941-го года.
Выпускник-фронтовик.
“22 сентября 44 г. Здравствуй моя многоуважаемая Зиночка, – написал домой, в Клинцы, в треугольнике клинчанин. – Первым делом могу тебе сообщить, что я жив и здоров, чего и в дальнейшем желательно не хуже.
Дорогая Зиночка причина моего долгого молчания – это то, что 27 августа я был опять ранен и мне не представлялась возможность тебе сообщить, ибо почти все время возят из одного госпиталя в другой. Сейчас лежу в одном Латвийском городе, но и здесь тоже, наверное, отправят в тыл, по видимости попаду ближе к дому.
Дорогая Зиночка, я ранен этот раз в голову – т.е. в височную часть правой стороны и правую часть лица у стенки носа, раны маленькие, они уже зажили. Чувствую себя отлично, весел. С полным чувством и уверенностью в скорой победе над проклятущим врагом и с победой вернуться к своим дорогим и любимым и никогда не забывающим жене и деткам!”
Война навсегда разделила жизнь людей в Клинцах на «до» и «после». Город был два года оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Тяжело пришлось тем, кто здесь остался. Люди эти стали очевидцами невыносимого фашистского гнета во время оккупации. Немцы здесь создали два гетто. Был тут и трудовой лагерь для военнопленных. Расквартировывалась тут и зондеркоманда
Немцы во время оккупации из Клинцов активно вывозили на фронт лес, снимали плодородный грунт и отправляли его в Германию. В нее же угоняли на рабский труд юношей и девушек.
После переломного момента в Великой Отечественной войне, когда гитлеровцы отступали и покидали навсегда Клинцы, они пытались сжечь и разрушить город до основания. Лишь стремительное продвижение Красной Армии помешало им это выполнить.
Герой Советского Союза Виктор Вагин.
Извещение (в годы войны его называли похоронка) № 35 от 8 июля 1944 года: “Ваш сын гвардии старшина Вагин Виктор Андрианович, уроженец города Клинцы, в бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 21 июня 1944 года…”
В сопроводительной от 1950 года к грамоте о присвоении звания Героя Советского Союза отцу старшины Вагина указано: “Уважаемый Андриан Иванович! По сообщению командования Ваш сын гвардии старшина ВАГИН Виктор Андрианович погиб смертью храбрых в бою за Советскую Родину.
За геройский подвиг, совершенный Вашим сыном ВАГИНЫМ Виктором Михайловичем в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 24 марта 1945 года присвоил ему высшую степень отличия – звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Посылаю Вам грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Герой Советского Союза для хранения как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР (Н.Шверник)».
В 1957 году на фасаде школы открыли мемориальную доску сразу двум выпускникам школы Героям Советского Союза, танкистам – гвардии лейтенанту Леониду Михайловичу Татаринову и гвардии старшине Виктору Андриановичу Вагину. Свидетельство этому – фотография в музейной экспозиции.
Задумывался ли кто-нибудь из этих погибших совсем молодыми ребят, когда они получали аттестаты зрелости, что им придется жертвовать собой в бою? Думаю, что нет. А вот, что думаю было наверняка, так это то, что у них были педагоги… Их имена неизвестны, но именно они привили ученикам чувство любви к Родине, готовность к самопожертвованию ради нее… Эпохи, люди, идеалы…
Рома Котов.
Сегодня он еще ученик школы, но уже успел оставить в музее свой экспонат. Нет, он не упросил родителей или дедушку передать школе коллекцию фотографий или предмет старины…
Парень отличился тем, что для школьного музея вместе с отцом изготовил парту из досок. За такими учились сразу после войны…
Людмила Афанасьевна Пинчукова, директор школы, рассказывает:
– Когда составлялась экспозицию школьного музея, то наш педагогический коллектив решил включить в нее школьную парту послевоенного времени. Где только не пытались мы найти ее: и на Авито, и у бабушек – по деревням специально для этого ездили. Нигде не нашлось.
И вот о том, что музею нужен такой экспонат узнал наш ученик. Он сказал: у папы есть мастерская, и мы с ним вдвоем сделаем парту. И, действительно, через пару недель в школу Рома и его отец привезли самодельную парту, точь-в-точь копию тех, за которыми учились ученики нашей школы сразу после Великой Отечественной войны.
И знаете, что еще хочется отметить? То, что Роман – самый обычный мальчишка, который на уроках ничем не отличается от сверстников…
Хранилище традиций.
Стены школьного музея не закрыты трехметровыми стеклянными шкафами. Будь так и первоклашки никогда не смогли бы увидеть из-за своего роста и половину тех экземпляров, что хранятся в его фондах.
Решение, которое это исключило, – авторское. На стенах – огромные стенды с баннерами. На каждом из них – своя история из фотографий, которые хранятся в архиве школы.
Вот с одной из таких фотокарточек смотрит Василий Дмитриевич Савченко, директор клинцовской школы № 2 в предвоенные годы. Он погиб на фронте.
После войны школу возглавил фронтовик Наум Михайлович Элькин. Коллектив, которым руководил Наум Михайлович, по словам Людмилы Афанасьевны, был одним самых авторитетных за историю существования школы. В него вошло много педагогов, прешедших Великую Отечественную фронтовым дорогам. Они видели сколько горя принесли на нашу землю захватчики. Они выбивали вражеские полчища с оккупированных территорий. Они гнали врага назад в звериное логово. Они уничтожали фашизм.
– Мне посчастливилось учиться у людей той закалки, – напоследок отметила Людмила Афанасьевна Пинчукова. – Больше всего меня восхищали их манера держаться, умение обращаться к ученикам и чувства, с которыми ветераны оценивали наши поступки и знания. Все те педагоги – для меня пример, каким должен быть учитель.
Наш школьный музей – это не только память о педагогах и учениках школы, но еще и хранилище традиций, которые в школе созданы. Ведь чем бережней мы к традициям относимся, тем больше шансов, что наши выпускники станут примерами для последующих поколений клинчан.