Первые воскресные школы появились в России в XIX веке, в 1859 году. Учениками в них стали крестьяне, мещане, ремесленники, подмастерья и прочий простой люд. Постепенно к взрослым для получения начальной формы образования в церковно-приходских школах присоединились дети.
Стоит отметить, что воскресные школы к обычным казенным никакого отношения не имели. Даже системы преподавания и выстраивания отношений между учителями и учениками в этих учебных учреждениях были абсолютно разными.
Но, невзирая на это, воскресные школы быстро заметили на уровне государства. Для них уже в 1861 году вышли первые рекомендации в Журнале Министерства народного просвещения.
И если при открытии первых воскресных школ основной задачей являлось обучение элементарнейшей грамоте – читать, писать и считать, то теперь количество задач вырастало. По-прежнему рекомендовалось учить читать, писать, считать. Приплюсовывалось – изучать библейские события, Православие и историю России, рассматривать нравственные стороны человека, объяснять природные явления, знакомить с ремесленными производствами и простейшими геометрическими расчетами, рисовать с натуры и другое.
Думаю, что у тех, для кого понятие о воскресной школе было большим белым пятном, размытым вдрызг, после прочтения предыдущего абзаца начали наконец-то оформляться первые контуры предназначения воскресного образования. Не будем останавливаться на этом! Тем более что со мной на беседу согласилась педагог воскресной школы при Кафедральном соборе в честь Богоявления Господня города Клинцы Мария Витальевна Лобач.
– Мария Витальевна, что входит в ваши обязанности?
– Мои обязанности построены по тому же принципу, что и обязанности учителя в самой обычной общеобразовательной школе. Я так же, как и учителя государственных школ, составляю учебный план на год, затем планирую расписание занятий для каждой группы, пишу тематические планы по предметам обучения, веду отчетную документацию по выполнению учебных планов и программ. Только вот в отличие от моих коллег из общеобразовательных учреждений, веду предметы, связанные с изучение Православия. Например, Закон Божий.
Дети, которые обучаются в обычной школе о таком предмете разве, что только и слышали. А может еще видели примеры его преподавания в фильмах, которые были популярны в прошлом веке, в советское время. Уверяю, ничего общего то, что показано в фильмах, с тем, как обучаются дети в нашей воскресной школе, нет. У нас нет зубрежки, как, впрочем, и любого другого негатива. Напротив, всегда стараюсь быть максимально приветливой и внимательной к каждому воспитаннику.
В мои обязанности входит постоянное повышение уровня знаний и навыков учеников воскресной школы, совершенствование учебного процесса, приобретение мной новых профессиональных компетенций. Веду классный журнал, анализирую вместе с настоятелем нашего собора протоиереем Василием Воликовым успеваемость воспитанников. Еще много внеклассной работы.
Детям у нас должно быть интересно и комфортно учиться. Образование в нашей школе не является обязательным. К нам приходят добровольно. Поэтому наравне со всеми перечисленными основными обязанностями на меня возложена еще одна важная – заинтересовать.
– Как получилось так, что вы стали учителем воскресной школы?
– Я выпускница нашей клинцовской воскресной школы при Петропавловском соборе. В нее меня мама определила, когда была совсем ребенком. В воскресной школе мне так понравилось, что стала одной из самых прилежных учениц. Когда подросла, начала заниматься волонтерской работой. Тогда же мне доверили и первые отдельные поручения, и такие, где требовались организаторские способности. До 18 лет я была постоянно занята при церкви.
Протоиерей Василий Воликов заметил мои старания и как-то сказал: попробуйте в духовный центр поступить, тебе нужно связать жизнь со служением Богу. Поделилась этим пожеланием с мамой. Она его поддержала. Началась подготовка к поступлению: узнала, по каким предметам предстоит сдавать экзамены, и стала эти предметы глубже изучать. Мне в этом помогали в соборе. Регент проводила для меня даже индивидуальные занятия. В итоге поступила на бюджет в Центр подготовки церковных специалистов Брянской епархии Русской православной церкви…
Училась сразу на двух отделениях – регентском и катехизаторском. Проживала при училище. Меня из-за активности – старалась участвовать во всех мероприятиях, организовывала волонтерские акции – и там заметили быстро. На время обучения даже назначили на должность заместителя директора по воспитательной работе. После получения дипломов вернулась в Клинцы. Предложили стать учителем воскресной школы при Кафедральном соборе в честь Богоявления Господня.
– Мария Витальевна, где сложней учить детей в воскресной школе или в обычной?
– Не могу на этот вопрос однозначно ответить: не учительствовала в традиционной школе. Но зато могу сказать про воскресную. Это не легко, это сложно, это волнительно. Переживаю за каждого ученика и ученицу. Каждому и каждой стараюсь максимально уделить внимание. Когда нужно, то и миллион раз подойду: лишь бы сохранить у ребенка заинтересованность, чтобы ему было понятно и интересно учиться.
Иногда провожу дополнительные занятия. Только не надо думать, что эти занятия для подтягивания успеваемости. Нет. У нас все дети старательные. Плохие оценки – это не про них. Дополнительные занятия провожу, чтобы пройти либо внеклассную тему, либо повторить ту, после изучения которой остались вопросы.
– Если в обычной школе в качестве примеров детям приводят российских ученых, то кого вы ставите в воскресной школе примером для них? Покровительства святых такие разные…
– Здесь действительно не все так однозначно. Если в людском примере больше индивидуалистического, то в церковном – обобщенного для верующих и именно того, как этому учит Христианство.
Примеры беру из Библии. Рассказываю и о наших православных святых. Например, о Ксении Петербургской и матушке Матронушке. Много времени посвящаю обсуждению с детьми отношений между молодежью и старшим поколением, между родственниками. Обсуждаем и житейские ситуации, и те события, что происходят в школе. Учить Закону Божьему нельзя в отрыве от жизни. Комбинирую, складываю…
– Какие у вас отношения с родителями детей?
– Прекрасное взаимопонимание. Родители меня поддерживают. Они заинтересованы, чтобы дети росли им крепкой опорой в старости. Что еще тут сказать?..
Предлагаемые мной инициативы родители еще ни разу не отвергли. Спасибо – всем родителям. Вы мне своим отношением очень помогаете.
– Мария Витальевна, в окончании нашей с вами беседы хочется услышать ваше личное мнение: учитель воскресной школы – это новое веяние или возвращение к истокам духовного образования?
– Это, прежде всего, запрос современного общества на реализацию духовного развития детей. Те идеалы, которые совсем недавно в нашей стране провозглашали атеисты, не смогли стать прочным клеем для общественного сознания.Но не потому, что идеалы эти были непригодными для этого или ошибочны… В них отсутствовала духовность! А ведь она важный скреп, без которого каким бы прочным не казалось общественное мнение, оно – накопленное мнение – не сможет самосохраняться и упрочняться с годами. 90-е это подтвердили…